Статьи

Чем пропитывают шпалы и как это влияет на срок их службы

Содержание:

Железнодорожные деревянные шпалы быстро разрушаются: дерево гниет из-за влаги, перепадов температур, его атакуют насекомые, он становится благоприятной средой для развития бактерий. Без специальной обработки рельсовые опоры служат не больше 5 лет. Чтобы продлить долговечность железной дороги, сократить частоту ремонтов, деревянные элементы обрабатывают специальными составами. Пропитка продлевает срок их службы до 20-25 лет, но это не предел.

Материалы для производства

При изготовлении железнодорожных шпал используют сосну, ель, лиственницу, березу. У каждой породы — свои особенности:

  1. Сосна прочная, хорошо поддается пропитке. При соблюдении технологии деревянные элементы железной дороги прослужат до 20 лет.
  2. Плотность ели ниже. За счет особой структуры она хорошо противостоит гниению. Ель податливая в обработке, что упрощает железнодорожное строительство. Срок службы обработанных опор для рельсов — 25 лет.
  3. Лиственница превосходит сосну и ель по плотности. Она практически не впитывает влагу. Ее природные смолы создают дополнительный барьер против гнили. Обработка может увеличить долговечность лиственных шпал до 30-40 лет.
  4. Береза быстро гниет, поэтому не подходит для капитального железнодорожного строительства. В основном ее используют для обустройства временных путей.

Дерево востребовано для производства опор для рельсов. Оно дешевле бетонных аналогов — затраты на строительство ЖД-путей станут ниже. Деревянные конструкции легче железобетонных, поэтому их транспортировка и монтаж проще. Дерево не проводит электрический ток, это важно для современных электрифицированных железных дорог.

Основные виды пропиток

В основном опоры пропитывают креозотом, ЖТК, элемсептом. Задача — увеличить стойкость изделий к неблагоприятным воздействиям: биологическому разрушению, гниению, насекомым-вредителям. Обработанные опоры лучше противостоят давлению от проходящих поездов.

Креозот (каменноугольное масло)

Маслянистая жидкость желтоватого цвета с резким запахом. Технология получения — дистилляция каменного угля дегтем. Плюсы — доступная цена, простое нанесение, хорошие защитные свойства. Однако вещество токсичное. При длительном контакте с незащищенной кожей вызывает раздражение.

Из-за токсичности применение каменноугольного масла регламентировано. С 2003 года в странах ЕС запрещено нелицензированное использование вещества. Но креозот до сих пор применяется в России, здесь требования к экологической безопасности не столь жесткие.

ЖТК (жидкость термоконденсационная)

Жидкость по консистенции напоминает масло. Ее получают по технологии переработки нефтепродуктов. Содержит масляные фракции, модификаторы и антисептические компоненты.

Преимущества:

  • не выделяет токсичных веществ даже при сильном нагреве;
  • нет резкого запаха, как у других защитных средств;
  • равномерно, экономично наносится по всей поверхности;
  • не изменяет естественный цвет дерева;
  • обеспечивает длительную защиту — не менее 20 лет.

Элемсепт

Антисептик с содержанием оксида меди, хрома и мышьяка. Форма — порошкообразная. Перед использованием порошок разводят водой до нужной консистенции. Элемсепт наносят в специальных автоклавах под высоким давлением. Он проникает на глубину до 2 миллиметров. Расщепление не требуется.

Элемсепт нетоксичен. Производители контролируют концентрацию активных веществ, поэтому он безопасен для окружающей среды. Эффективность защиты от грибков, влаги и других разрушительных воздействий — на высоком уровне. Элемсепт практически не меняет естественный цвет дерева: после его нанесения шпалы только слегка темнеют.

Другие средства

  1. Эмульсионные антисептики на водной основе. Благодаря низкому содержанию летучих органических соединений безопасные при нанесении и эксплуатации. Распределение равномерное. Эмульсионные антисептики надежно защищают от биологических повреждений.
  2. Борные соединения хорошо противостоят грибкам. Токсичность низкая. Вещества часто используют в зонах с высокой влажностью, где риск развития микроорганизмов максимален.
  3. Биоцидные составы с наночастицами проникают глубоко в древесину. Устойчивы к вымыванию. Для них характерен широкий спектр противомикробного действия.

Методы обработки

От технологии обработки деревянных шпал зависит долговечность железнодорожного полотна. Основные методики — автоклавирование, накалывание, импрегнация под давлением и вакуумом. Выбор технологии влияет на срок службы рельсовых опор, их стойкость к внешним воздействиям.

Автоклавная пропитка

Автоклав — промышленное оборудование. Включает герметичную камеру высокого давления.

Этапы:

  • помещение шпал в камеру, создание вакуума (он удаляет воздух из дерева);
  • подача защитного вещества, благодаря высокому давлению оно проникает вглубь структуры;
  • запуск режима вакуума для удаления излишков средства.

Цикл повторяют несколько раз для закрепления результата. При автоклавировании антисептики проникают в структуру дерева на 5-8 мм.

Время обработки зависит от типа состава, породы дерева, требуемой глубины проникновения. Продолжительность цикла занимает от 3 часов до суток.

Метод накалывания

Это механическая обработка изделий. Суть — создание небольших отверстий на поверхности шпал. Они служат каналами для глубокого проникновения защитных компонентов.

Накалывание выполняют специальными ножами толщиной 3 миллиметра. Они аккуратно разделяют древесные волокна. Расстояние между наколами — 75 мм по длине и 6 мм по ширине. В местах наколов минимальная толщина защитного слоя — 5 мм.

Метод накалывания сокращает время обработки рельсовых опор в автоклаве, снижает риск растрескивания материала. Технология эффективна при работе с плотными породами дерева, например, елью, лиственницей.

Импрегнация под давлением и вакуумом

Технология схожа с автоклавной пропиткой, но здесь процесс регламентирован:

  • вакуум в камере удаляет воздух из пор древесины;
  • подается антисептический раствор под давлением более 12 бар;
  • происходит финальное вакуумирование;
  • сушка.

Импрегнированные шпалы используют для строительства и ремонта разных железнодорожных путей: магистральных линий, временных подъездов, ЖД веток заводов. Они эффективны в условиях высокой влажности, при прокладке дороги в болотистой местности или районах с обильными осадками.

Особенности пропитки разных пород

Породы делят на три группы:

  1. Легкопропитываемые (сосна, кедр, береза). Их структура рыхлая, она хорошо впитывает защитные составы.
  2. Среднепропитываемые (лиственница). Их плотность повышена, поэтому компоненты хуже проникают вглубь.
  3. Труднопропитываемые породы (ель, пихта). Их структура особо плотная, что существенно затрудняет проникновение защитных веществ.

Важно учитывать строение дерева. Заболонь — это наружный, молодой слой. Его особенность — повышенная влажность, лучшая способность к впитыванию. Ядро — центральная, более старая часть ствола. Его структура плотнее, поэтому процесс пропитки требует особого внимания. Чтобы защитный слой был равномерный, используют предварительное накалывание и повышенное давление.

Технические характеристики

В среднем обработанные деревянные шпалы служат 20-30 лет. Срок эксплуатации зависит от качества сырья, интенсивности использования путей и условий эксплуатации. Например, в регионах с частыми осадками рельсовые опоры придут в негодность быстрее.

Глубина проникновения защитного состава должна быть не меньше 5 мм. Нормы поглощения антисептических средств регламентированы стандартами: ГОСТ 20022.0-93 и ГОСТ 20022.5-93.

Вид обработанных шпал зависит от используемого средства. При применении креозота изделия меняют цвет на черный. Современные антисептики практически не изменяют природный оттенок дерева. Используемый состав также определяет запах. У каменноугольной смолы он резкий, у экологичных веществ — слабый или нейтральный.

Сравнение деревянных, бетонных и композитных шпал

  1. Деревянные. Материал податлив, поэтому изделия проще обрабатывать, монтировать. Масса одной шпалы — примерно 80-85 кг, что упрощает доставку, монтаж. Древесина хорошо амортизирует вибрации, удары. Она устойчивая к перепадам температур. Недостаток — небольшой срок службы (5-20 лет) из-за чувствительности к внешним факторам.
  2. Железобетонные. Служат до 50 лет. Не гниют. Обеспечивают стабильное положение рельсовой колеи. Есть и минусы: вес около 250 кг усложняет транспортировку, монтаж. Бетонные шпалы хорошо проводят электрический ток. Они уязвимы к ударным нагрузкам. Из-за повышенной жесткости ускоряется износ рельсов в местах стыков.
  3. Композитные. Срок службы — более 50 лет. Композит устойчив к коррозии, термостойкий, не впитывает влагу. По сравнению с деревом и железобетоном композит менее прочный, дорогой.

Деревянные шпалы производят из возобновляемых ресурсов, но при использовании токсичных пропиток они могут загрязнять почву и водоемы. Бетон экологически нейтрален, но его сложно утилизировать. Изделия из композита экологичные благодаря возможности вторичной переработки.

Деревянные шпалы дешевле аналогов, но требуют затрат на замену и обслуживание. Бетонные дороже, но окупаются длительным сроком службы. У композитных — самая высокая стоимость.

Можно ли использовать пропитанные шпалы в строительстве

Пропитанные шпалы содержат опасные химические вещества, канцерогены. Испарения токсичных веществ усиливаются при повышении температуры, что особенно опасно в жилых помещениях. Их вдыхание вызывает головные боли, аллергию, заболевания дыхательных путей, раздражение кожи.

Современные качественные материалы предлагают более безопасные решения:

  • брусья;
  • бетонные блоки;
  • металлические конструкции;
  • композиты.

При любом использовании пропитанных шпал необходимо обеспечить изоляцию от жилых помещений и исключить прямой контакт с людьми и животными.

Выбор и хранение

Мы рекомендуем выбирать сертифицированную продукцию. Проверьте документ: в сертификате должна быть информация о производителе, дате изготовления, составе пропитки. Проверьте соответствие продукции ГОСТам.

Важно состояние древесины. Недопустимы трещины, сколы и другие дефекты. Поверхность должна быть ровной, без следов гниения. Цвет — однородным, без пятен, непропитанных участков.

Чтобы шпалы прослужили дольше, площадка для их хранения должна быть очищена от мусора, растительности. Изделия укладывают в штабели на основание. Расстояние между штабелями — не менее 1,5 метров: воздух будет свободно циркулировать, вероятность гниения станет ниже.

Подведем итог

От качества обработки зависит устойчивость шпал к влаге, грибкам и другим разрушительным факторам. Современные методы значительно продлевают срок службы конструкций. Важно, чтобы нанесение выполнялось в соответствии с установленными регламентами. При нарушении технологии срок службы рельсовых опор снижается.

Мы наносим составы для защиты шпал с соблюдением всех технологических норм, с учетом требований ГОСТов. Продаем безопасные и долговечные материалы, качество которых подтверждаем декларацией о соответствии.